• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влияние пандемии COVID-19 на деятельность организаций, в отношении которых осуществляется государственное тарифное регулирование. Меры государственной поддержки

Заместитель директора Института Олег Москвитин и ведущий юрисконсульт Правового управления ООО «Транснефтьэнерго» Назар Сапаров рассуждают о господдержке ресурсоснабжающих компаний в связи с пандемией коронавируса и о влиянии пандемии на хозяйственную жизнь предприятий

Влияние пандемии COVID-19 на деятельность организаций, в отношении которых осуществляется государственное тарифное регулирование. Меры государственной поддержки

Олег Москвитин
заместитель директора ИКПРР НИУ ВШЭ
Назар Сапаров
ведущий юрисконсульт Правового управления ООО «Транснефтьэнерго»

Существенное нарастание кризисных явлений в экономике, связанных с распространением COVID-19, ограничительные меры со стороны органов власти оказывают значительное влияние на организации, деятельность которых подлежит государственному тарифному регулированию.

При этом организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (энергосбытовые компании (гарантирующие поставщики электроэнергии), теплоснабжающие организации всех типов, а также организации по водоснабжению и водоотведению), снабжают ресурсами конечных потребителей, обеспечивают рабочими местами более 2 млн. человек, а также отчисляют в бюджеты всех уровней бюджетной системы России около триллиона рублей налогов и сборов.

В этой связи сбои в работе указанных организаций приведут к развитию кризисных явлений в различных отраслях экономики.

Правительством РФ 02.04.2020 было принято постановление № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», установившее до 01.01.2021 мораторий на взыскание неустойки за просрочку платежей за коммунальные услуги в отношении всех категорий граждан и лиц, осуществляющих управление МКД, a также на введение ограничения предоставления коммунальных услуг при их неоплате.

Между тем, снижение либо прекращение платежей за коммунальные услуги и ресурсы повлечет за собой существенные негативные последствия как для экономики Российской Федерации в целом, так и для устойчивого и надежного снабжения ресурсами конечных потребителей, что приведет (может привести) к неплатежам за топливные ресурсы, срыву реализации инвестиционных программ, плановых и аварийных ремонтов, а также сложности своевременной выплаты заработных плат в организациях указанных отраслей, падению налоговых отчислений в бюджеты.

Это, без надлежащих мер государственной поддержки данной отрасли экономики, может привести к развалу системы организаций ЖКХ с запуском целой цепочки неплатежей (потребители — ресурсоснабжающая организация — поставщики топлива — ремонтные организации и т.д.), что в результате создаст угрозу надежного и бесперебойного электроснабжения, теплоснабжения и водоснабжения потребителей.

Кроме того, возможные последствия от моратория, без дополнительных мер государственной поддержки, могут привести к необходимости финансирования из бюджетов различных уровней мероприятий по реконструкции инфраструктурных систем ЖКХ, а следовательно, к кратному увеличению потребности в ассигнованиях из бюджета для полного восстановления объектов инфраструктуры.

Соответственно, вышеуказанные последствия ведут к необходимости возмещения выпадающих расходов и недополученных доходов в составе необходимой валовой выручки (далее — НВВ) при осуществлении государственного тарифного регулирования и, как следствие, к росту цен (тарифов) на коммунальные ресурсы для конечных потребителей.

В связи с этим в целях недопущения значительного роста тарифов, связанного с дополнительным учетом в составе НВВ дебиторской задолженности, в Комитете по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы ФС РФ обсуждается вопрос создания условий для упрощения осуществления адресной поддержки определенных категорий потребителей, которые в силу объективных причин нуждаются в отсрочке оплаты коммунальных услуг.

Такой категорией потребителей, например, могут быть граждане старше 65 лет, граждане, заболевшие коронавирусной инфекцией, и граждане, чьи доходы существенно снизились вследствие пандемии инфекции.

Примером успешной реализации мер государственной поддержки организаций ТЭК, а также адресной поддержки малоимущих граждан, домохозяйств, потерявших источник дохода для оплаты коммунальных ресурсов в условиях распространения COVID-19, является опыт США, Великобритании и Франции.

Правительством РФ разрабатываются различные механизмы компенсации дополнительных расходов организаций ТЭК (включая недополученную плату за рассрочку платежей, образование кассовых разрывов), а также выпадающих доходов, возникающих вследствие принятых ограничительных мер, связанных с COVID-19.

Так, Правительством РФ разработан проект постановления о внесении изменений в отраслевые подзаконные акты, устанавливающие порядок расчета НВВ и утверждения цен (тарифов) регулируемых организаций в сферах электроэнергетики, теплоснабжения и водоснабжения.

Указанным проектом предполагается включать в состав НВВ расходы регулируемых организаций, связанные с не учтенными при установлении регулируемых цен (тарифов) в предшествующий период регулирования расходами, понесенными регулируемыми организациями, либо с возникновением выпадающих доходов вследствие действия мер, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в целях недопущения распространения COVID-19 режима повышенной готовности и/или чрезвычайной ситуации.

При этом предполагается, что к таким расходам будут относиться: расходы на изоляцию персонала, приобретение средств защиты, приобретение оборудования, необходимого для работы персонала в режиме удаленного доступа, расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей (потребителей).

Также ФАС России совместно с профильными федеральными органами исполнительной власти (Минэнерго, Минэкономразвития России и Минстрой России) разработан проект постановления Правительства РФ «Об установлении специальных сроков при государственном регулировании цен (тарифов) и их предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней, устанавливаемых на 2021 год».

Указанный проект устанавливает перенос на 45 дней сроков раскрытия информации, сроки предоставления в органы регулирования заявлений (предложений) об установлении регулируемых цен (тарифов) на 2021 г., а также предоставления в ФАС России органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов заявлений об установлении предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на 2021 г. по причине вводимых на территории субъектов ограничений, связанных распространением коронавирусной инфекции, если наступление указанных сроков в апреле – июле 2020 г. предусмотрено актами Правительства РФ и федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В свою очередь, крупнейшие организации ТЭК предлагают следующие меры для смягчения кризисных последствий пандемии как для потребителей, так и для организаций, указанных в письме в адрес Правительства РФ:

· увеличение размера средств на создание резерва по сомнительным долгам;

· увеличение размера оборотного капитала, используемого при расчёте расходов на обслуживание кредитов, c 1/12 части НВВ от продаж до 1/6;
· включение в НВВ затрат, понесенных на обеспечение защиты сотрудников от коронавирусной инфекции (приобретение средств защиты, обеспечение изолированной работы и т.д.);
· учёт повышенных затрат ресурсоснабжающих организаций при установлении эталонов сбытовых надбавок и принятии тарифных решений;
· уточнение законодательства для определения порядка дистанционной работы судебно-прaвовыx и гражданских институтов, обеспечивающих непрерывность функционирования отрасли (например, проведение общественных слушаний в отношении схем теплоснабжения и др.).

Несомненно, указанные меры будут являться предметом обсуждений в Правительстве РФ, при этом их реализация приведет к значительному смягчению негативных последствий, вызванных распространением COVID-19, для деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

См. также

Об экономических эффектах, связанных с введением отсрочек по страховым взносам

Поддержка малого и среднего предпринимательства в условиях коронавирусной инфекции при ограниченных финансовых возможностях государства

Инструменты промышленной политики в отраслях, смежных с пострадавшими в пандемию коронавирусной инфекции

Поддержка малого и среднего бизнеса через госзакупки в условиях пандемии коронавируса