• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Потребители оплатят консолидацию объектов электросетевого хозяйства?

Минэнерго России подготовило проект постановления Правительства РФ по отдельным вопросам консолидации объектов электросетевого хозяйства в территориальных сетевых организациях, направленный на урегулирование сложностей учёта расходов по консолидируемым объектам электросетевого хозяйства при тарифном регулировании. Однако имеющаяся редакция проекта постановления создаёт риски существенного повышения тарифной нагрузки на потребителей электрической энергии, что идёт вразрез с позицией ФАС России, заключающейся в невозможности учёта в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций затрат на приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства.

Потребители оплатят консолидацию объектов электросетевого хозяйства?

Согласно стратегии развития электросетевого комплекса, принятой ещё в 2013 г., одним из приоритетных направлений развития сферы электроэнергетики является консолидация разрозненных распределительных сетей в регионах. Основная цель таких мероприятий — повысить эффективность эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, а также укрепить эффективность и управление сетевыми организациями.

Из проекта постановления Правительства РФ, разработанного Минэнерго, следует, что данные изменения позволят более крупным сетевым компаниям выкупать сетевые активы нерегулируемых организаций, например, электрические сети садоводств или организаций, в отношении которых прекращено регулирование. Указанная концепция предполагает, что за счёт тарифного источника любая сетевая компания может приобрести активы своего конкурента на рынке.

Между тем, данные меры приведут к существенному росту одноставочного котлового сетевого тарифа в регионах выше инфляции при консолидации электросетевого комплекса, а также к включению данных расходов в состав инвестиционных программ, что в конечном итоге приведёт к существенным дополнительным расходам потребителей электрической энергии (мощности).

Позиция антимонопольного органа как основного регулятора рынка электрической энергии состоит в полном несогласии с рассматриваемой инициативой. Напомним, что, по мнению ФАС России, инвестиционные проекты (титулы) в рамках формирования (корректировок) ИПР для ТСО, связанные с приобретением (выкупом) объектов электросетевого хозяйства у иных собственников, не должны включаться в инвестиционные программы как расходы, источником финансирования которых являются тарифы на услуги по передаче электрической энергии, и, как следствие, учитываться в тарифах.

В целях недопущения роста тарифов такая консолидация возможна только за счёт собственных средств регулируемых организаций, например, дополнительной эмиссии.

«Безусловно, инициатива Минэнерго по укрупнению сетевых организаций направлена на повышение стабильности снабжения электрической энергией потребителей и увеличение ответственности регулируемых организаций за оказываемые услуги. Но самый главный вопрос, на который должно обратить внимание Правительство РФ, — кто будет в конечном итоге финансировать данную консолидацию. Действующий проект предполагает финансирование только за счёт тарифных источников, что приведёт к существенному росту тарифов на электроэнергию. Кроме того, данная инициатива может привести к злоупотреблению хозяйствующими субъектами доминирующим положением, и, как следствие, к нарушению антимонопольного законодательства» — поясняет главный эксперт ИКПРР Назар Сапаров.

См. также

ФАС разъяснила порядок учёта затрат на приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства

Правительство закрепило за ФАС России полномочия по согласованию и заключению регуляторных контрактов в электроэнергетике

ФАС России актуализировала порядок установления тарифов и их предельных уровней на электрическую энергию