• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Типовые нарушения порядка технологического присоединения к электрическим сетям

На антимонопольные органы возложены полномочия по контролю за ТСО в части соблюдения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства. При этом спектр нарушений порядка технологического присоединения довольно широк, что позволяет задать их типологию для принятия мер реагирования, а также для мониторинга и профилактики нарушений.

Типовые нарушения порядка технологического присоединения к электрическим сетям

Большое количество дел, возбуждённых антимонопольными органами, а также обширная судебная практика указывают на нередкое несоблюдение ТСО установленного порядка технологического присоединения (ТП) к электрическим сетям.

Стоит отметить, что один из приоритетов законодательства об электроэнергетике — равный доступ и равные условия предоставления услуг потребителям независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

При этом на антимонопольные органы возложены полномочия по контролю за ТСО в части соблюдения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (Правила № 861).

Согласно ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность субъекта естественной монополии за нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям.

Анализ сложившейся практики по данной категории дел показал, что основными нарушениями порядка ТП к электрическим сетям являются следующие:

- необоснованный отказ (уклонение) от заключение договора ТП (отказ в выдаче технических условий; требование предоставить документы, не предусмотренные законодательством; ненаправление в установленные сроки договора и технических условий; отказ в заключении договора в связи с якобы отсутствием технической возможности);

- неисполнение мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям в срок согласно п. 16 Правил № 861;
- навязывание ТСО услуг и обязательств, не предусмотренных законодательством (требование построить дополнительные объекты не в границах участка заявителя, но за его счёт; требование подписать договор без распределения обязательств сетевой организации и заявителя; понуждение заявителя к долевому участию в строительстве объектов сетевой организации);
- нарушение установленного порядка ценообразования  (самостоятельное определение ТСО стоимости технологического присоединения и предъявление ее заявителю; несоблюдение требования о размере «льготной» платы);
- нарушение со стороны вышестоящей сетевой организации порядка технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, предусмотренного разделами III, V Правил № 861;
- необоснованное продление срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению.

Важно отметить, что в отношении сетевых организаций указанная административная ответственность может быть применена в течение одного года с даты совершения нарушения, в этой связи важным является своевременное обращение лиц за защитой и восстановлением своих нарушенных прав.

«Учитывая изложенное, при нарушении сетевой организацией порядка осуществления ТП, лица, чьи права нарушены, могут обратиться с соответствующей жалобой в антимонопольные органы. Эффективность реагирования ФАС России на такие нарушения доказана обширной практикой» — резюмируют главный эксперт Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ Назар Сапаров и заместитель директора Института Олег Москвитин.

См. также

Потребители оплатят консолидацию объектов электросетевого хозяйства?

ФАС разъяснила порядок учёта затрат на приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства

Правительство закрепило за ФАС России полномочия по согласованию и заключению регуляторных контрактов в электроэнергетике

ФАС России актуализировала порядок установления тарифов и их предельных уровней на электрическую энергию