• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Дискредитация в рекламе как форма недобросовестной конкуренции

При соотношении норм Закона о рекламе и статьи 14.1 Закона о защите конкуренции, а также определении меры административной ответственности хозяйствующего субъекта, действия которого содержат признаки недобросовестной конкуренции путем дискредитации, в первую очередь необходимо учитывать форму распространения недостоверной информации.

Дискредитация в рекламе как форма недобросовестной конкуренции

В соответствии со статьей 14.1 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, а именно распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту-конкуренту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.

Согласно письму ФАС России от 24 декабря 2015 г. № ИА/74666/15 «О применении «четвертого антимонопольного пакета» цель дискредитации состоит в подрыве доверия потребителей к конкуренту или его продукции, а также в привлечении потребителей к собственной продукции путем распространения ненадлежащей информации, в число которой входит и неполная информация о конкуренте, его товарах и услугах.

Объектом дискредитации могут стать сами товары (их качество, потребительские свойства, назначение, способы и условия изготовления или применения и т.д.); состояние товарного рынка на котором реализуется товар (количество товара, предлагаемого к продаже, наличие товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар); условия реализации товара (цена и др.).

Важно отметить, что не всякое распространение не соответствующих действительности сведений, которые дискредитируют хозяйствующий субъект, можно отнести к акту недобросовестной конкуренции. Обязательное условие для признания подобных действий таковыми — непосредственное оказание влияния на конкуренцию, когда лицу, распространившему информацию, предоставляются преимущества перед конкурентами, а последним причиняется вред.

Таким образом, можно выделить три признака рассматриваемой формы недобросовестной конкуренции:

- распространение информации;

- недостоверность информации (ложность, неточность, искаженность);
- причинение вреда (ущерба деловой репутации).

При этом в определении ВС РФ от 26 октября 2015 г. по делу № А56-17708/2014 деловая репутация организации определяется как профессиональная репутация, которая заработана в среде аналогичных профессионалов, а также в среде лиц, на которых направлена деятельность организации (например, потребителей товаров, работ, услуг), включает в себя профессиональную репутацию как самой организации, так и ее руководителей.

Также отмечается, что деловая репутация организации может быть нарушена путем распространения порочащих сведений как о самой организации, так и о лицах, входящих в органы управления организацией, а также о работниках этой организации.

Недостоверность информации предполагает её ложность, неточность или искаженность, когда под ложностью имеется в виду полное несоответствие информации действительному положению дел.

К искаженности относится случаи, при которых хозяйствующий субъект интерпретирует информацию о существующем или состоявшемся факте, действии, событии применительно к хозяйствующему субъекту — конкуренту в такой форме, которая приведет к ее неверному, негативному восприятию третьими лицами, включая потребителей.

Наконец неточность — это распространение хозяйствующим субъектом информации о хозяйствующем субъекте — конкуренте не в полном объеме, что не позволяет всесторонне ее воспринять, получить исчерпывающе верное представление об излагаемых факте, действии или событии в отношении данного хозяйствующего субъекта.

Однако, если распространенная информация приводит к снижению уровня доверия к хозяйствующему субъекту, но при этом является достоверной, подобные действия не признаются актом недобросовестной конкуренции.

Распространение информации как один из признаков недобросовестной конкуренции путём дискредитации подразумевает любые действия, в результате которых информация стала известна третьим лицам (хотя бы одному).

Необходимо обратить внимание, что форма распространения информации в данном случае не имеет значения — это может быть публичное выступление, публикация в средствах массовой информации интервью или направление деловых писем.

Вместе с тем, если указанное распространение такой информации осуществляется посредством рекламы, а именно любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, при этом адресуется указанная информация неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение вниманияк объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (статья 3 Закона о рекламе), то такие действия могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции в форме дискредитации, выраженной в рекламе.

В дополнение следует отметить, что подпунктом 2 пункта 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается, в том числе реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать важный вывод о том, что в рекламе нельзя дискредитировать конкурентов — распространять ложную, неточную, искаженную информацию об их товаре, а также о состоянии товарного рынка, на котором реализуется данный товар и условиях реализации указанного товара.

Также при рассмотрении вопроса о соотношении норм Закона о рекламе и статьи 14.1 Закона о защите конкуренции ФАС России (Письмо ФАС России от 25 июня 2014 г. № АК/25319/14 «О соотношении норм Федерального закона «О рекламе» и статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции») отмечает, что если ложные, неточные или искаженные сведения, которые могут, в том числе нанести ущерб деловой репутации хозяйствующего субъекта-конкурента:

- содержатся в рекламе, то применяется административная ответственность, установленная статьей 14.3 КоАП РФ;

- распространяются не только посредством рекламы, но и другим способом (например, на этикетках товара), лицо подлежит привлечению к административной ответственности на основании статьи 14.33 КоАП РФ.