• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Сформированы меры господдержки инвесторов в сфере ТКО

В рамках проводимой реформы в сфере обращения с ТКО реализуются правительственные механизмы по адресной поддержке в виде субсидий на покрытий выпадающих расходов регоператоров, а также выделение субсидий кредитным организациям и ВЭБ.РФ на возмещение недополученных доходов по льготным кредитам для регоператоров.

Сформированы меры господдержки инвесторов в сфере ТКО

Проводимая масштабная реформа сферы обращения с ТКО требует от государства активных мер по созданию благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов в данной сфере.

Сформированные Правительством РФ механизмы господдержки нашли своё отражение в следующих НПА:

- Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2019 г. № 1727 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор»;

- Постановление Правительства РФ от 09 апреля 2020 № 473 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по финансовому обеспечению расходов, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология»;
- Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 631 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским кредитным организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» недополученных доходов по кредитам, выданным региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами по льготной ставке».

Одной из действующих мер господдержки является участие государства (или окологосударственных структур) в уставных капиталах инвестиционных компаний или предоставление госгарантий в виде поручительства по кредитам, займам и другим обязательствам.

При этом такая поддержка оказывается только инвестиционным проектам, которые подпадают под условия, разработанные наблюдательным советом ППК «РЭО»: финансовый критерий и показатель ввода новых мощностей по обработке и утилизации ТКО.

Распространение COVID-19 также существенно повлияло на деятельность организаций сферы ТКО, в этой связи Правительством было принято решение о выделении адресной поддержки в виде субсидий на покрытие выпадающих расходов регоператоров1.

Указанная поддержка направлена прежде всего на сохранение стабильности деятельности системы обращения с ТКО — непрерывного оказания услуг потребителям, в том числе населению.

Ещё одна мера господдержки — выделение субсидий кредитным организациям и ВЭБ.РФ на возмещение недополученных доходов по льготным кредитам для регоператоров. Данная мера поддержки направлена на кредитование с целью пополнения оборотных средств регоператоров.

При этом иные организации сферы ТКО (например, операторы по захоронению, транспортировщики) претендовать на такую меру поддержки не могут.

Государство обеспечивает льготный размер кредитной ставки, по которой банки, получающие данную меру поддержки, должны кредитовать региональных операторов, — не более 5 % годовых.

При этом отбор кредитных организаций будет осуществлять специально создаваемая комиссия Минприроды России, которая будет утверждать их перечень и устанавливать размер субсидий.

Важно отметить продолжающуюся ППК «РЭО» деятельность по разработке предложений по расширению перечня механизмов и форм поддержки инвесторов:

-   участие в договорах инвестиционного товарищества в качестве товарища-вкладчика, в том числе путем приобретения прав и обязанностей товарища-вкладчика по договору инвестиционного товарищества;

-   участие в уставных капиталах юридических лиц, выполняющих функции управляющих товарищей в договорах инвестиционного товарищества, в том числе путем приобретения долей (акций) в уставном капитале таких юридических лиц;
-  предоставление акционерных займов, приобретение ценных бумаг, выпущенных инвестором в целях финансирования проекта;
-  предоставление займов.

Кроме того, прорабатывается возможность предоставления безвозмездных мер государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов:

- возмещение части расходов на капитальные вложения (до 25 % от суммы капитальных затрат);

- возмещение части расходов, связанных с уплатой лизинговых платежей.

«Промежуточные итоги реформирования системы ТКО2 указывают на важность мер, применяемых государством для поддержания развития инвестиционных проектов в целом. При этом необходимо особое внимание уделять контролю финансирования инвестиционных проектов за счёт тарифных источников, недопущению ситуации одновременного возмещения затрат на инвестиции за счёт госсубсидий и тарифов. В этой связи регуляторам необходимо контролировать реализацию мероприятий инвестиционных программ, в том числе исключать неосвоенные средства, полученные за счёт тарифных источников, чтобы не допустить необоснованно завышенные тарифы», — резюмируют главный эксперт Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ Назар Сапаров и заместитель директора Института Олег Москвитин.

Примечания

1 Более подробно: https://icpmr.hse.ru/news/369660486.html

2 Более подробно: https://icpmr.hse.ru/news/371584117.html