• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

К соотношению законодательства о рекламе и антимонопольного законодательства

Постановлениями Правительства РФ №№ 189 и 331 определено, что ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, а также законодательства о рекламе. Такое сочетание полномочий по контролю в сфере рекламы и в сфере антимонопольного регулирования неслучайно. В заметке показывается связь между указанными сферами на основе соотношения целей основных законов, регулирующих соответствующие отношения, на основании пересечения правовых норм и наличия прямых ссылок между нормативными актами.

К соотношению законодательства о рекламе и антимонопольного законодательства

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции , обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В свою очередь, Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции, а одной из целей данного закона является создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Таким образом, уже из самих целей Закона о рекламе и Закона о защите конкуренции прослеживается наличие объективной взаимосвязи между законодательством о рекламе и антимонопольным законодательством, которая состоит в соблюдении принципов добросовестной конкуренции и предполагает направленность государственного регулирования в указанных сферах на развитие товарных рынков и создание условий для их эффективного функционирования, предполагающего как производственную, так и распределительную эффективность.

Кроме того, в статье 5 Закона о рекламе отмечается, что недобросовестной признаётся в том числе реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

С учётом того, что под рекламой понимается информация, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, становится понятной связь между недобросовестной рекламой и недобросовестной конкуренцией, под которой выступают любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, представляющих собой в том числе и продвижение на рынке, т.е. применение различных методов, с помощью которых продавец может убедить покупателя купить данный товар.

Дополнительно следует обратить внимание на виды недобросовестной рекламы, определяемые Законом о рекламе, под которыми выступает реклама:

1) содержащая некорректные сравнения;

2) порочащая честь, достоинство или репутацию конкурента;
3) представляющая собой рекламу товара, товарный знак или знак обслуживания которого сходны до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания другого товара.

Указанным видам недобросовестной рекламы корреспондируют запреты, установленные Законом о защите конкуренции и представляющие собой виды недобросовестной конкуренции, а именно недобросовестную конкуренцию:

1) путём некорректного сравнения (ст. 14.3 Закона о защите конкуренции);

2) путём дискредитации (ст. 14.1 Закона о защите конкуренции);
3) связанную с созданием смешения (14.6 Закона о защите конкуренции).

Наконец, в постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» и письме ФАС России от 25.06.2014 № АК/25319/14 «О соотношении норм Федерального закона «О рекламе» и статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» поднимается вопрос о мерах ответственности, наступающей в связи с совершением действий, подпадающих под запреты как Закона о рекламе, так и Закона о защите конкуренции.

Отмечается, что если информация, которая содержит не соответствующие действительности сведения или сведения, вводящие потребителей в заблуждение, либо которая содержит некорректное сравнение, распространяется исключительно в рекламе, такая информация подлежит оценке на предмет соответствия законодательству о рекламе. Если указанная информация распространяется как в рекламе, так и иными способами при введении товара в оборот, такая информация подлежит оценке на предмет соответствия антимонопольному законодательству (в части недобросовестной конкуренции).

 «Рекламная деятельность, представляющая собой осуществление комплекса тщательно спланированных рекламных мероприятий, рассчитанных на определённый период времени, район действий, товарный рынок и круг лиц, неслучайно имеет многочисленные пересечения с деятельностью, регулируемой антимонопольным законодательством, поскольку названные рекламные мероприятия пересекаются с параметрами товарных рынков (временной интервал, продуктовые и географические границы, состав участников), анализ которых является обязательным при рассмотрении практически всех дел о нарушении антимонопольного законодательства. В связи с этим также неслучайны и пересечения правовых запретов, установленных как антимонопольным законодательством, так и законодательством о рекламе» — отмечает главный эксперт ИКПРР Михаил Шихмурадов.

См. также

Дискредитация в рекламе как форма недобросовестной конкуренции

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции , обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В свою очередь, Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции, а одной из целей данного закона является создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Таким образом, уже из самих целей Закона о рекламе и Закона о защите конкуренции прослеживается наличие объективной взаимосвязи между законодательством о рекламе и антимонопольным законодательством, которая состоит в соблюдении принципов добросовестной конкуренции и предполагает направленность государственного регулирования в указанных сферах на развитие товарных рынков и создание условий для их эффективного функционирования, предполагающего как производственную, так и распределительную эффективность.

Кроме того, в статье 5 Закона о рекламе отмечается, что недобросовестной признаётся в том числе реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

С учётом того, что под рекламой понимается информация, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, становится понятной связь между недобросовестной рекламой и недобросовестной конкуренцией, под которой выступают любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, представляющих собой в том числе и продвижение на рынке, т.е. применение различных методов, с помощью которых продавец может убедить покупателя купить данный товар.

Дополнительно следует обратить внимание на виды недобросовестной рекламы, определяемые Законом о рекламе, под которыми выступает реклама:

1) содержащая некорректные сравнения;

2) порочащая честь, достоинство или репутацию конкурента;
3) представляющая собой рекламу товара, товарный знак или знак обслуживания которого сходны до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания другого товара.

Указанным видам недобросовестной рекламы корреспондируют запреты, установленные Законом о защите конкуренции и представляющие собой виды недобросовестной конкуренции, а именно недобросовестную конкуренцию:

1) путём некорректного сравнения (ст. 14.3 Закона о защите конкуренции);

2) путём дискредитации (ст. 14.1 Закона о защите конкуренции);
3) связанную с созданием смешения (14.6 Закона о защите конкуренции).

Наконец, в ава