• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Деловая репутация в контексте антимонопольного и рекламного законодательства

Деловая репутация для юридического лица выступает важным элементом его рыночной стратегии, определяющей в том числе успешность хозяйственной деятельности. Любое негативное влияние на деловую репутацию может привести к потере клиентов, а значит к существенным убыткам. Неслучайно как антимонопольное, так и рекламное законодательства содержат понятие деловой репутации, поскольку в практике нередки случаи "покушений" на деловую репутацию хозяйствующих субъектов в результате нечестной конкурентной борьбы.

Деловая репутация в контексте антимонопольного и рекламного законодательства

В соответствии со статьёй 14.1. Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.

При этом, если распространение таких сведений происходит посредством рекламы (информации, распространённой любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке), то такие действия можно отнести к акту недобросовестной конкуренции, выраженной в рекламе.

В подпункте 2 пункта 2 статьи 5 Закона о рекламе закреплено понятие недобросовестной рекламы, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.

Согласно статье 150 ГК РФ деловая репутация является нематериальным благом, защищаемым в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных.

Понятие деловой репутации чётко в законе не обозначено, однако на практике часто используется общепринятое толкование, в соответствии с которым слово репутация производно от латинского reputatio, что означает обдумывание, размышление, т.е. под репутацией можно понимать некое размышление или мысленный образ о конкретном лице, как его представляют другие, их мнение о достоинствах и недостатках, качествах конкретного лица.

Таким образом, деловая репутация юридического лица выступает в качестве представления о деловых качествах, деловом поведении на рынке, деятельности конкретного юридического лица (его органов) в сфере общественно-экономического оборота.

Под защитой деловой репутации, исходя из смысла статей 12, 152 ГК РФ, можно понимать применение установленных законом механизмов, направленных на восстановление репутации, пресечение распространения сведений, которые наносят ей вред.

В соответствии с пунктами 1, 11 статьи 152 Гражданского кодекса юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если лицо, распространившее такие сведения, не докажет, что они соответствуют действительности.

При доказанности причинно-следственной связи между распространением сведений и причинением вреда хозяйствующему субъекту (статья 1064 ГК РФ) в связи с распространением порочащих сведений указанное юридическое лицо имеет право на возмещение соответствующего материального вреда.

Вместе с тем, согласно пункту 11 статьи 152 ГК РФ организации не могут требовать компенсации морального вреда за причинение ущерба деловой репутации.

В случае если сведения распространены о руководителе организации, но в смысле юридического лица при осуществлении предпринимательской деятельности этого юридического лица, они могут быть признаны порочащими деловую репутацию организации.

Необходимо также отметить позицию Верховного Суда РФ, в соответствии с которой право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц — одним из условий их успешной деятельности.

При защите юридических лиц и, соответственно, при определении меры административной ответственности хозяйствующих субъектов, действия которых по распространению порочащих сведений причинили вред указанным лицам, необходимо учитывать, что если деловая репутация юридического лица подорвана ввиду распространения в отношении него ложных, неточных или искаженных сведений, такие действия могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции, а в отдельных случаях — недобросовестной рекламой.

Так, в письме ФАС России от 25 июня 2014 г. № АК/25319/14 «О соотношении норм Федерального закона «О рекламе» и статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» отмечается, если информация, которая содержит в том числе не соответствующие действительности сведения, распространяется исключительно в рекламе, такая информация подлежит оценке на предмет соответствия законодательству о рекламе, применяя статью 14.3 КоАП. При условии, если указанная информация распространяется как в рекламе, так и иными способами, такая информация подлежит оценке на предмет соответствия антимонопольному законодательству в части недобросовестной конкуренции с использованием статьи 14.33 КоАП.

Очернение деловой репутации может быть рассмотрено в контексте как антимонопольного, так и рекламного регулирования, однако важно учитывать, что первостепенным в данном случае является способ распространения недостоверной информации, в результате которой была «запятнана» деловая репутация компании.

См. также

Некорректность сравнения в антимонопольном законодательстве и законодательстве о рекламе

При участии Института проведён вебинар «Соблюдение законодательства о рекламе»

К соотношению законодательства о рекламе и антимонопольного законодательства

Дискредитация в рекламе как форма недобросовестной конкуренции