• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Антимонопольный контроль организации школьного питания

Вопросы по обеспечению качественного школьного питания в преддверии нового учебного года звучат особенно актуально. Так, в настоящее время антимонопольный контроль в сфере закупок данных категорий товаров приобретает первостепенное значение.

Антимонопольный контроль организации школьного питания

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Одновременно заказчик должен руководствоваться правилами описания объекта закупки, которые установлены статьёй 33 Закона о контрактной системе, согласно пункту 1 части 1 которой в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Кроме того, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке требований к производителю товара (участнику закупки) о наличии у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта (для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта). Исключения составляют случаи, когда возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Важно отметить, что частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Таким образом, учитывая, что перечень запретов, обозначенных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Дополнительно следует учесть, что заказчик при размещении заказа обладает правом самостоятельного выделения лотов. Однако подобное объединение, очевидно, не должно противоречить:

- общим принципам Закона о контрактной системе в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективности использования бюджетных средств и развития добросовестной конкуренции;

- требованиям статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

В соответствии с Методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по организации закупок продуктов детского питания, утверждёнными ФАС России, при формировании аукционной документации заказчики формируют крупные как по номенклатуре, так и по количеству поставляемой продукции, лоты.

Однако, как отмечает ФАС России в своих рекомендациях, многие поставщики детского питания не могут поставить весь требуемый согласно техническому заданию ассортимент, но при этом имеют возможность поставить часть требуемого перечня продукции.

Так, укрупнение лота влечёт за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в аукционе, и приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств.

Таким образом, в случае разделения крупного лота на несколько количество потенциальных участников аукциона увеличится. Разделение в том числе продуктов детского питания на лоты при проведении подобных аукционов способствует развитию конкуренции, а также делает доступным прямое участие в аукционах производителей.

Вместе с тем, объединение в один лот поставок различных товаров и оказание услуг считается правомерным, если доказано, что объект закупки (организация питания) является единой услугой, все стадии оказания которой неразрывно связаны между собой (часть 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Далее, рассматривая вопрос обеспечения антимонопольного контроля в сфере организации школьного питания, следует отметить состоявшийся 28 июля 2020 года Всероссийский онлайн-форум «Про питание», в рамках которого сотрудники ФАС России представили основные результаты и направления дальнейшей работы по обозначенной форме антимонопольного регулирования.

В частности, начальник Управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев отметил большое количество раскрытых дел, связанных со сговорами в сфере детского питания, а именно о поддержании цен на торгах, разделе товарных рынков и сговорах с государственными заказчиками.

Кроме того, спикер сообщил об основных нарушениях на аукционах, с которыми сталкивается антимонопольный орган, в том числе дробление закупок с целью избежать конкурентных процедур (подпадание под условия пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе — осуществление закупки на сумму, не превышающую 600 000 ₽).

Таким образом, при проведении аукционов по закупке детского питания дробление крупного лота на несколько с точки зрения разделения ассортимента закупки может оказать положительный эффект на конкурентную среду, увеличивая количество хозяйствующих субъектов — потенциальных участников торгов, и способствовать оптимизации бюджетных расходов.

В то же время, дробление лота, проводимое исключительно в целях уменьшения стоимости закупки, в частности для удовлетворения положениям пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), напротив, может привести не только к снижению эффективности расходования бюджетных средств, но также и качества детского школьного питания.