• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реализация принципа свободы договора при государственных и муниципальных закупках

Законодательство о закупках существенно ограничивает волю участников данных правоотношений. В этой связи значительно ограничены возможности заказчика и исполнителя в формировании гражданско-правовых отношений, что может восприниматься как ограничение основополагающего принципа гражданского правового регулирования — свободы договора.

Реализация принципа свободы договора при государственных и муниципальных закупках

Действующая нормативно-правовая база устанавливает, что государственный или муниципальный контракт имеет определённые ограничения по сравнению с другими договорами гражданско-правового характера, в этом и заключается его одна из основных особенностей.

В значительной степени данные ограничения касаются прежде всего реализации принципа свободы договора, как одного из основополагающих принципов гражданско-правовых отношений.

Статья 421 ГК РФ раскрывает содержания принципа свободы договора, в который входят:

1) свобода в заключении договора и отсутствие принуждения к вступлению в договорные отношения;

2) свобода в определении характера заключаемого договора;
3) свобода в определении условий (содержания) договора.

При этом стоит отметить, что свобода договора не является безграничной и имеет пределы своей реализации, так в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 №1-П указано, что конституционно защищаемая свобода договора не должна приводить к отрицанию или умалению других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина и она не является безграничной и может быть ограничена на основе Конституции РФ в которой указано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В свою очередь, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» в отношении данного принципа указывает на то, что установление ограничений связано с обеспечением защиты охраняемых законом интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов или недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон.

Система правовых норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — Закон о закупках) ограничивает реализацию принципа свободы договора в следующем:

• правомочие выбора способа заключения контракта (ст. 24, 48, 59, 72, 83 Закона о закупках);

• правомочие выбора контрагента, в том числе посредством невозможности установления дополнительных требований к участнику закупки (ст. 31 Закона о закупках);
• правомочия формирования договорных условий (п.1 ч. 1 ст. 33, ч. 11 ст. 34 Закона о закупках);
• правомочия выбора способа и размера обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 44, ч. 3, 6 ст. 96 Закона о закупках).

Одним из главных вопросов в данной теме является соотношение принципа свободы договора (статьи 1, 421 ГК РФ) и принципа обеспечения конкуренции (статья 8 Закона о закупках), а именно то, что ограничение основополагающего принципа регулирования гражданско-правовых отношений не должно приводить к произвольному ограничению прав и свобод участников договорных отношений при государственных и муниципальных закупках.

В этой связи, по мнению исследователей данного вопроса такие ограничения приводят к нарушение единообразного правового регулирования гражданских правоотношений, основных начал гражданского законодательства и установлению норм-принципов, противоречащих ГК РФ. Между тем данная точка зрения подлежит определённой доле критике, поскольку в ст. 6 Закона о закупках определены принципы формирования и регулирования контрактной системы в сфере закупок.

В свою очередь под контрактной системой в сфере закупок понимается совокупность участников контрактной системы и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 3 Закона о закупках).

Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод, что Закон о закупках устанавливает принципы деятельности определённой категории лиц в сфере закупок, а не определяет и не устанавливает принципы права как это закреплено в ГК РФ.

Таким образом, вывод об однозначном, в нарушение правовых норм, ограничении принципа свободы договоров при реализации Закона о закупках является неверным, поскольку такое ограничение оправдано спецификой отношений складывающихся между сторонами закупок и необходимостью обеспечения интересов субъекта, в меньшей степени способного на защиту своих интересов.