• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Документация о закупке: основные требования к описанию товара

Реализация норм Закона о федеральной контрактной системе предполагает регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в том числе в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, а также обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок.

Документация о закупке: основные требования к описанию товара

Установление требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара в соответствии с нормами указанного закона осуществляется прежде всего в целях соблюдения интересов заказчика (посредством обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения исполнителем обязательств по контракту), а также для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.

Так статьёй 33 Закона о федеральной контрактной системе определены основные правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки в соответствующей документации.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о федеральной контрактной системе закреплена обязанность заказчика указывать в документации о закупке описание функциональных, технических и качественных характеристик, а также эксплуатационных характеристик объекта закупки (при необходимости).

Вместе с тем в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Однако использование указания на товарный знак в описании объекта закупки допускается при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент». Дополнительно необходимо отметить следующее. Ввиду того, что участнику закупки нужно чётко понимать, что именно заказчик считает эквивалентом, последний в обязательном порядке должен указывать параметры эквивалентности, иначе их отсутствие антимонопольным органом может быть признано нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о федеральной контрактной системе (см. решение Московского УФАС России от 30 августа 2019 по делу № 077/06/57-8722/2019).

Важно отметить, что федеральной контрактной системой предусмотрены исключения из обозначенных выше правил, когда заказчик имеет право запросить поставить товар с конкретным товарным знаком, если:

- товары с другими товарными знаками несовместимы с товарами, которые есть у заказчика;

- заказчик закупает запасные части и расходные материалы для машин и оборудования в соответствии с технической документацией.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о федеральной контрактной системе предусмотрено использование показателей, требований, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) и качественных характеристик, которые предусмотрены техническими регламентами, в том числе, например, ГОСТами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации. Очевидно, что заказчик должен описать объект закупки в соответствии с действующими стандартами. Однако, ссылка на устаревшие ГОСТы достаточно распространенная ошибка заказчиков (см. решения Тамбовского УФАС России от 17 сентября 2019 г. по делу № 068/06/64-695/2019, Санкт-Петербургского УФАС России от 8 августа 2019 г. по делу № 44-4103/19).

Если же заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании показатели, требования, условные обозначения и терминология, то в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других (дополнительных) показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Также такие показатели не должны противоречить характеристикам, указанным в ГОСТе, поскольку расхождение в требованиях может запутать участников и вызвать проблемы при приемке исполнения контракта (см. решения Оренбургского УФАС России от 9 октября 2019 г по делу № 056/06/64-1331/2019, Санкт-Петербургского УФАС России от 31 сентября 2019 г. по делу № 44-5065/19, Краснодарского УФАС России от 17 октября 2019 № 1572/2019-КС по делу № 023/06/64-2039/2019).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о федеральной контрактной системе документация о закупке должна также содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В письме ФАС России от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» отмечается, что Закон о федеральной контрактной системе не обязывает участников закупки иметь товар на момент подачи заявки, из чего следует, что заказчику нужно учитывать при описании объекта закупки, какие показатели не сможет указать тот, у кого нет в наличии нужного товара.

К таким показателям антимонопольный орган относит:

- химический или компонентный состав товара;

- показатели технологии производства;
- показатели, значения которых становятся известными при испытании товара (см. решение Рязанского УФАС России от 1 ноября 2019 г. по делу № 062/06/64-507/2019).

Дополнительно необходимо обратить внимание на обязанность заказчика при закупке работ (услуг) устанавливать требования к товарам с использованием каталогатоваров, работ, услуг (далее — КТРУ).

Так согласно письму ФАС России от 19 июня 2019 г. № МЕ/51304/19 «О рассмотрении обращения» если закупаемая позиция есть в КТРУ, наименование и характеристики такого товара (работы, услуги) нужно указать в соответствии с ним.

Причём антимонопольный орган может выявить нарушение в документации о закупке, если:

- наименование объекта закупки отличается от указанного в КТРУ;

- описание объекта закупки составлено без учета характеристик позиции из КТРУ;
- заказчик не обосновал необходимость привести дополнительные характеристики объекта закупки.

Таким образом, установление требований к техническим, качественным и функциональным характеристикам товара, а также контроль антимонопольных органов в данной сфере являются очень важными составляющими контрактной системы, обеспечивающими эффективность её функционирования, поскольку с одной стороны, позволяют обеспечить гарантии по приобретению заказчиком товара именно с теми характеристиками, которые ему необходимы и соответствуют его потребностям, а с другой стороны, не допустить необоснованного ограничения количества участников закупки.