• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реализация инвестиций в сфере обращения ТКО будет способствовать созданию благоприятной экологической обстановки в стране

Приоритетом государственной политики является создание благоприятных условий для проживания населения, в том числе формирование благоприятной экологической обстановки. В этой связи Правительством РФ начиная с 2019 г. проводится реформа сферы обращения с ТКО, направленная в том числе на ликвидацию опасных и незаконных мест захоронения отходов и упорядочение отношений между участниками рынка.

Реализация инвестиций в сфере обращения ТКО будет способствовать созданию благоприятной экологической обстановки в стране

Одной из основных задач проводимой в России масштабной «мусорной реформы» является достижение высоких показателей по улучшению экологической обстановки в сфере обращения ТКО.

Это, в частности, обозначил Президент РФ на встрече с Советом Федерации, где глава государства отметил, что будет продолжено финансирование работ по ликвидации свалок на территориях городов и объектов, накопленного экологического вреда.

А ранее был подписан Указ о национальных целях развития России до 2030 г., где в качестве одного из целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 г. в рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни», установлено создание устойчивой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объёме 100 процентов и снижение объёма отходов, направляемых на полигоны, в два раза.

В этой связи формирование единой федеральной схемы обращения с коммунальными отходами (федеральная терсхема) позволит определить общие представления о ситуации в отрасли, в том числе её проблемные моменты.

Так, проект федеральной терсхемы, разработанный ППК «Российский экологический оператор» (РЭО), указывает на проблему нехватки легальных мест захоронения ТКО в более чем 32 регионах РФ.

По данным РЭО, в некоторых регионах действующих полигонов хватит только на несколько месяцев (Магаданская область, Сахалинская область, Волгоградская область и т.д.).

В остальных полезный срок эксплуатации мест захоронения ТКО составляет не более 5 лет.

Попыткой решения данной проблемы являлись принятые Госдумой ФС РФ поправки, разрешающие до 1 января 2023 г. свозить отходы на действующие полигоны, не включённые в государственный реестр объектов размещения отходов.

Безусловно, добиться улучшения обстановки в сфере ТКО можно за счёт строительства новых технологичных полигонов по захоронению отходов, а также строительства соответствующих заводов по переработке и утилизации ТКО.

При этом финансирование данных проектов можно осуществлять как за счёт средств тарифного источника, так и государственно-частного партнёрства, в том числе за счёт повышения инвестиционной привлекательности отрасли.

Так, Правительство РФ поручило Минфину и Минприроды совместно с Российским экологическим оператором разработать меры по поддержке инвестпроектов по обработке и утилизации мусора.

Согласно новой концепции РЭО получит значительное расширение полномочий, а именно возможность участия в финансировании проектов по сортировке, переработке и сжиганию отходов на специальных заводах через акционерные займы и приобретение облигаций, компенсацию части затрат, а также предоставление субсидий отдельным регионам.

Будут представлены новые возможности РЭО:

- приобретение облигаций со ставкой в размере 50 % от ключевой ставки ЦБ РФ, предоставление займов инвесторам;

- компенсация затрат, понесенных на строительство, реконструкцию объектов, а также лизинг основного технологического оборудования и частично — процентной ставки по кредитам, направленным на создание инфраструктуры;
- предоставление субсидии труднодоступным и малонаселенным территориям на создание объектов обработки отходов.

Что касается тарифного источника, то действующее тарифное законодательство предусматривает, что расходы на реализацию мероприятий инвестиционных программ в сфере ТКО учитываются по каждому виду деятельности отдельно (захоронение, транспортировка и т.д.).

При этом не допускается включение в инвестиционную программу мероприятий, не предусмотренных территориальной схемой, соглашением с субъектом РФ, концессионными соглашениями или инвестиционным договором.

Важно отметить, что существующие подходы антимонопольного органа указывают на невозможность включения мероприятий по рекультивации, созданию перегрузочных станций, а также приобретению основных средств (в том числе транспортных средств) в состав регулируемых тарифов.

Проведённый анализ инвестиционных программ в сфере обращения с ТКО показал, что большинство мероприятий направлены на создание предприятий полного цикла обращения с отходами, мусоросортировочных комплексов и строительство новых полигонов по захоронению ТКО.

Между тем, реализацию проектов по строительству и развитию инфраструктуры в сфере ТКО (полигоны, мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы) сдерживает тарифное законодательство, а именно ограничение предельным индексом платы граждан на услуги ЖКХ. Последнее ограничение представляется нам объективным и не могущим быть (по крайней мере, существенно) изменённым в настоящее время, в текущей экономической ситуации, в связи с уровнем платёжеспособности граждан. В качестве решения данной проблемы Правительством РФ, по нашему мнению, может быть разработан эффективный механизм государственного субсидирования инвестиционных проектов, а также может быть обеспечена компенсация расходов регулируемых организаций.

«Первые промежуточные результаты «мусорной реформы», к сожалению, указали на наличие большого количества проблем в этой отрасли. К ним можно отнести и незаконные свалки, и короткие предельные сроки эксплуатации мусорных полигонов, а также практически полное отсутствие в стране предприятий по переработке ТКО. Между тем, проводимые Правительством России мероприятия направлены на создание условий для реализации инвестиционных программ в целях улучшения инфраструктуры отрасли и создания благоприятных экологических условий, а именно проектирование безопасных для экологии мест захоронений и создание мусороперерабатывающих комплексов в целях минимизации негативного антропогенного воздействия на окружающую среду», — отмечают главный эксперт Института Назар Сапаров и заместитель директора ИКПРР Олег Москвитин.

См. также

Правила проведения торгов по транспортированию ТКО будут изменены

Сформированы меры господдержки инвесторов в сфере ТКО