• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Информация на платёжках за ЖКУ и в личных кабинетах пользователей, рассылки по e-mail – будет ли это признаваться рекламой?

В пятницу, 30 октября 2020 года, прошел круглый стол «За текстом рекламы: как предотвратить риски», организованный Институтом конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ и Ассоциацией антимонопольных экспертов. Мероприятие прошло в онлайн-формате и состояло из серии докладов, комментариев экспертов к ним, дебатов участников круглого стола на тему рекламы на платежных документах и ответов на вопросы слушателей.

Информация на платёжках за ЖКУ и в личных кабинетах пользователей, рассылки по e-mail – будет ли это признаваться рекламой?

Открывая мероприятие, заместитель директора ИКПРР Олег Москвитин напомнил участникам, что и докладчики, и слушатели могут до 16 ноября 2020 г. направить свои материалы для составления сборника статей по итогам мероприятия. Тематика – любые актуальные проблемы правового регулирования и практики применения законодательства о рекламе (в том числе темы и вопросы, не относящиеся к основной повестке Круглого стола). Подробные требования к статьям можно прочитать здесь.

Выступивший экспертом сразу по двум темам круглого стола Ринат Хасанов, заместитель начальника отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы Башкортостанского УФАС России, отметил:
«Хотел бы поблагодарить организаторов «за высокий уровень мероприятия и количество активных участников круглого стола (особенно вечером пятницы:). Отдельно отмечу целиком поддерживаемую нами мысль, которая стала сквозной темой мероприятия, Это недопустимость ограничения добросовестной рекламы в современном информационном обществе, поскольку она является показателем развития экономики и инструментом эффективной конкуренции».

Станислав Копылов, заместитель руководителя Челябинского УФАС России, выступил с приветственным словом и докладом «Нарушения рекламного законодательства в сфере ЖКХ». Станислав Александрович отмечает:
«Нарушения рекламного законодательства в сфере ЖКХ на территории нашей области не носят массового характера. Однако каждый частный случай несоблюдения установленных требований может стать катализатором серьезных финансовых последствий для граждан. Важность неукоснительного соблюдения положений рекламного законодательства, достоверности сведений и исключения неоднозначного восприятия рекламной информации обусловлена социальной значимостью этой сферы и особым вниманием граждан к информации о коммунальных услугах».

Главный эксперт ИКПРР Назар Сапаров прокомментировал доклад ПАО «Интер РАО» на тему: «Соблюдая требования ФЗ «О рекламе» распространенные способы взаимодействия с потребителями». В ходе обсуждения было указано на основания законодательного запрета на размещение рекламы на платежках ЖКХ и основные способы взаимодействия с потребителем без нарушения закона. Учитывая масштабную цифровизацию, особое место сегодня занимают методы доведения информации до потребителей через интернет-сервисы: чат-боты, личный кабинет.

Напомним, что в понимании 38-ФЗ реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Именно поэтому, выступая в качестве эксперта в рамках баттла «Стимулирующие мероприятия в платежных документах: казнить нельзя помиловать», Юлия Папикян отметила важность содержательной составляющей информации, направляемой потребителям, в том числе на платежных документах, при определении, относится ли она к рекламе. В рамках своего выступления главный эксперт ИКПРР дала ответы на вопросы: является ли закрытым перечень информационных сведений и в чем разница таких сведений и рекламы?

Главный эксперт ИКПРР Михаил Шихмурадов прокомментировал доклад «Проблемы правоприменения в срезе «жилищного вопроса» в практике ПАО «Ростелеком». Он остановился на затронутой проблеме отнесения брендированных табличек оператора связи к рекламным конструкциям (пластиковая табличка формата А4, прикрученная к входной двери в подъезд многоквартирного жилого дома шурупами с информацией о порядке пользования IP-домофоном, об операторе связи по услуге + его контакты (номер телефона Call-центра, адрес сайта) + графическое обозначение услуг), а также высказался по вопросу квалификации действий рекламодателей с позиции установления состава возможного правонарушения.

Представитель ИКПРР отметил, что регулирование рекламной деятельности в настоящее время нуждается в дополнительной проработке методологического аппарата и в повышении стандартов доказательств. Применительно к отнесению табличек к рекламным конструкциям эксперт предложил выделить в понимании этого явления такой аспект, как различие структурного (предметного) и функционального подходов, отметив, что при структурном подходе объект анализируется в качестве совокупности деталей, а при функциональном — в качестве совокупности свойств, функций или возможных действий. Отмечая в этой связи невозможность участия табличек в гражданском обороте в смысле невозможности заключения с ними отдельных видов сделок, комментатор сделал вывод об отсутствии оснований отнесения табличек к рекламным конструкциям.

Сергей Ведерников, руководитель Брянского УФАС России, подвел итоги мероприятия:
«На встрече представителей рекламного сообщества, правоприменителей и юристов рассмотрели практику действий субъектов рекламной деятельности, гипотетические ситуации. Мероприятие содержательное, услышал много интересных мнений и позиций. Нам не хватало представителей сообщества потребителей рекламы и их взгляда на рекламные кампании. Признаю важность и необходимость рекламы как основного "движка" торговли, но отмечу, что потребитель не должен быть перегружен рекламно - информациоными материалами, иначе мы вновь и вновь встретимся с законодательными ограничениями в сфере рекламной деятельности».

В завершение мероприятия организаторы Круглого стола выбрали участников мероприятия, которые задали самые интересные вопросы. Они получат книги, изданные совместно Институтом конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ и Ассоциацией антимонопольных экспертов при участии ФАС России.

Соорганизатор мероприятия заместитель директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ, партнер, руководитель антимонопольной и тарифной практик КА «Муранов, Черняков и партнеры» Олег Москвитин:

«Важно отметить исключительно мощный отклик коллег из ФАС России на наше общее мероприятие. В круглом столе приняли участие представители центрального аппарата и сразу четырех территориальных управлений Службы. Коллеги, спасибо! Это отличный пример диалога регулятора, экспертов и реального сектора и синергии их усилий в выстраивании справедливых, рациональных и взвешенных «правил игры» в области национальной рекламы».   ​

На YouTube-канале ИКПРР можно посмотреть выступления представителей ФАС России и экспертов Института.