• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участие ФАС России в расследовании трансграничных картелей

3 декабря 2020 года ФАС России провела прямой эфир на тему расследования трансграничных картелей. Эксперты Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ приняли участие в мероприятии и задали вопросы по теме.

Участие ФАС России в расследовании трансграничных картелей

Антимонопольная служба отмечает, что сегодня ведомство все чаще сталкивается с трансграничными картелями, организуемыми крупными международными компаниями, что приводит к завышению цен на товары и услуги и ущемлению конкурентоспособности национальных поставщиков. По инициативе ФАС России вопрос о борьбе с трансграничными картелями выбран в качестве одного из приоритетных направлений работы ЮНКТАД на последующие 5 лет, а по итогам 8-й Конференции ООН по конкуренции создана рабочая группа по трансграничным картелям, открытая для всех 195 членов ООН. Теме расследования трансграничных картелей была посвящена очередная «Прямая линия с ФАС». Предлагаем ознакомиться с ответами заместителя руководителя ФАС России Андрея Цыганова на вопросы ИКПРР НИУ ВШЭ по теме прямого эфира.

Об антимонопольном комплаенсе, как инструменте противодействия картельным соглашениям на наднациональном уровне и специфике его применения на трансграничных рынках

Штраф до 15% от оборота компании на соответствующем рынке за участие в картеле – достаточно серьёзные потери для участников этого рынка, и поэтому антимонопольный комплаенс крайне важен и необходим. Мы стремимся к тому, чтобы он стал неотъемлемой частью в политике любой компании, потому что это позволит нам предотвратить возможные нарушения антимонопольного законодательства, включая самую острую и серьезную форму таких нарушений - горизонтальное антиконкурентное соглашение. 

Возможно ли применять антимонопольный комплаенс в широком смысле на международной арене? Конечно, возможно. Кстати, многие участники рынка, и, например, те иностранные компании, которые в самых разных секторах рынка работают в России, уже внедряют подобного рода процедуры. Это помогает участникам рынка не допускать нарушения и, тем самым, уменьшать возможные риски. Недавно были внесены соответствующие изменения в закон «О защите конкуренции», и это очень важный шаг. Существуют и международного уровня методические документы, которые говорят о том, как правильно выстроить процедуру антимонопольного комплаенса. Например, есть руководство по комплаенсу, которое несколько лет назад подготовила Международная Торгово-Промышленная Палата. Оно доступно на русском языке в сети «Интернет», то есть любой участник рынка может с ним ознакомиться, получить необходимые консультации у нас в ФАС, представив нам свои комплаенс-процедуры и комплаенс-проекты, и это позволит компании работать более эффективно, избавит ее от возможных финансовых и репутационных потерь.

О специфике расследования трансграничных картелей в период COVID-19

Понятно, что когда речь зашла о COVID-19, то наша работа сосредоточилась как раз на недопущении и предотвращении картелей в тех секторах, которые непосредственно связаны с профилактикой и лечением коронавирусной инфекции. Речь идет о существенной активизации работы ФАС именно на фармацевтических рынках, на рынках по производству и реализации систем искусственной вентиляции легких, защитных масок, дезинфекторов и так далее. Наша статистика показывает, что по сравнению с первым полугодием 2019 года в первом полугодии 2020 года количество дел по картелям, которые возбуждены ФАС на фармацевтическом и связанных с ним рынков, увеличилось. И это вполне естественно, потому что это отражает, во-первых, ту непростую ситуацию, в которой оказался бизнес и граждане России, а во-вторых, наше более пристальное внимание к этим секторам. Именно здесь сосредоточены основные усилия и территориальных управлений ФАС и нашего Управления по борьбе с картелями.

О сферах, в которых наиболее часто выявляются трансграничные картели

Трансграничные картели выявляются в самых разных отраслях. Если говорить о мировой практике, то она очень обширна, хотя, с другой стороны, это штучная работа. Есть, так скажем, специальная база данных о картелях, которую ведет уважаемый во всем мире эксперт в этой области - Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В этой базе сейчас около 150 международных картелей, которые были возбуждены за последние 10-15 лет.

О применении устоявшейся в РФ методологии определения географических границ товарного рынка (тест гипотетического монополиста) при расследовании трансграничных картелей

Необходимо развивать международное сотрудничество конкурентных ведомств при правоприменении. Потому что для того, чтобы провести тест гипотетического монополиста, как самый простой метод выявления нарушения на рынке, необходимо в обязательном порядке опросить потребителей в зарубежных странах, а для этого необходимо направить соответствующий запрос нашим коллегам и надеяться, что они откликнутся на этот запрос и проведут такие обследования, соберут доказательства и поделятся с нами. С нашей точки зрения, те методы, которые сейчас применяются для расследования картелей, вполне позволяют выявлять нарушения. И главная проблема не в инструментах, которые «в чемоданчике» у конкурентного ведомства, а в способах передачи этих инструментов и обмена ими с зарубежными коллегами.

Более подробные ответы заместителя руководителя ФАС России Андрея Цыганова на вопросы экспертов Института смотрите на нашем YouTube-канале по ссылке.