• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кот в рекламе жилого комплекса – введение в заблуждение?

ИКПРР защитил застройщика в деле о нарушении Закона о рекламе. Башкортостанское УФАС России согласилось с выводами наших специалистов и прекратило производство.

Кот в рекламе жилого комплекса – введение в заблуждение?

В 2020 г. в УФАС по Республике Башкортостан поступило обращение о признаках нарушения Закона о рекламе в результате размещения на рекламном щите (рекламировался жилой комплекс) изображения кота и следующей надписи: «Изумрудный жилой комплекс. Для ценителей комфорта. Чистовая отделка от 57 т.р. за кв.м.».

Заявитель утверждал, что такая реклама вводила в заблуждение потребителя, поскольку отсутствовала связь между изображением кота и рекламируемым жилым комплексом, а также, что имеющаяся надпись могла ущемить достоинство или оскорбить отдельные категории граждан, например, не имеющих квартиру в домах упомянутого комплекса. 

В целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения спорной рекламы по запросу Башкортостанского УФАС России Институтом конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ было подготовлено заключение, в котором оценивались обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии признаков нарушения положений Закона о рекламе, и проведено социологическое онлайн-исследование по вопросам оценки рекламной информации, изображенной на рекламном щите, с точки зрения обычного потребителя.

В определении антимонопольного органа о прекращении производства по данному делу в связи с отсутствием нарушения законодательства о рекламе были в полной мере учтены выводы, представленные сотрудниками ИКПРР в рамках указанного заключения, которые были сформулированы, в том числе в результате:

  • лексико-семантического анализа отдельных фраз, используемых в анализируемой рекламе; 
  • упомянутого социологического исследования общественного мнения в части выявления отношения населения Республики Башкортостан к рекламной информации, размещенной на рекламном щите.

Следует отметить, что проведение такого исследования в формате опроса различных категорий населения, проживающих в регионе РФ, где был расположен рекламный щит со спорной рекламой, было обусловлено субъективно-оценочным характером отдельных вопросов заключения ИКПРР, поскольку рекламная информация воспринимается каждым индивидуумом в отдельности и по-своему.

Таким образом, указанное социологическое исследование позволило определить восприятие и отношение населения интересующего региона РФ в отношении рекламных материалов, размещенных на билбордах, что обеспечило непоколебимость выводов экспертов ИКПРР относительно вопроса оценки обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии признаков нарушения Закона о рекламе.

В этой связи не возникает сомнения, что подобного рода исследования являются важной составляющей при рассмотрении не только дел о нарушениях рекламного законодательства, но и дел о нарушении законодательства о конкуренции (в том числе по недобросовестной конкуренции, злоупотреблениях доминирующим положением на рынках, на которых ключевое значение имеет мнение конечных потребителей – граждан). В ряде подобных дел мнение существующих и потенциальных потребителей может стать решающим аргументом при принятии соответствующего решения антимонопольным органом.

В связи с этим Институт конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ на системной основе проводит подобные социологические исследования и готовит заключения как на основании соглашений с хозяйствующими субъектами, так и по запросам антимонопольных органов.

В свою очередь независимое профессиональное исследование (в том числе лексико-семантический анализ) рекламных материалов экспертами Института конкурентной политики и регулирования рынков позволяет всесторонне проверить и обосновать соответствие или несоответствие той или иной рекламы требованиям закона и практики его применения. В том числе такой проверочный анализ может быть полезен на стадии разработки рекламы, до выпуска ее в открытое пространство.