• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Судебные инстанции поддержали позицию ФАС России по наведению порядка на городском рынке теплоснабжения

Антимонопольным органом было установлено заключение антиконкурентного соглашения между администрацией г.о. Сызрань и теплоснабжающими организациями

Судебные инстанции поддержали позицию ФАС России по наведению порядка на городском рынке теплоснабжения

По результатам рассмотрения обращения производителя тепловой энергии администрация г.о. Сызрань Самарской области, а также ряд теплоснабжающих организаций города были признаны нарушившими п. 4 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Закон о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом был установлен факт наличия соглашения между администрацией города и регулируемыми организациями в целях присвоения статуса единой теплоснабжающей организации (ЕТО) в обход установленной процедуры, что фактически привело к ограничению конкуренции на рынке теплоснабжения г.о. Сызрань.

Установленный ФАС России механизм антимонопольного соглашения предполагал следующее:

  1. перераспределить всех потребителей г.о. Сызрань от предыдущего поставщика тепловой энергии к новому поставщику. При этом предусматривалась передача источников тепловой энергии и тепловых сетей в обход процедур, установленных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции и законодательством о муниципальных унитарных предприятиях, защищающих конкуренцию и обеспечивающих надежность теплоснабжения;
  2. присвоить новому поставщику тепловой энергии статус ЕТО, в связи с чем один из основных производителей тепловой энергии города был обязан заключить с новым поставщиком договор поставки тепловой энергии. Таким образом, рынок продажи тепловой энергии был перераспределен от прежнего основного покупателя тепловой энергии, имеющего существенную задолженность за предыдущие периоды поставки, к новому покупателю, не имеющему долга перед производителем тепловой энергии. Фактически ранее существовавшая теплоснабжающая организация была превращена в «центр убытков», не имеющий источников для их покрытия, а новая должна была стать «центром прибыли», свободным от финансовых обязательств за прошлые периоды, местом концентрации доходов от всех будущих поступлений за тепловую энергию;
  3. должник–организация, лишенная основных средств производства, не имеющая возможности заниматься поставкой тепловой энергии потребителям, и, следовательно, не имеющая никаких источников финансирования для погашения существующего долга перед производителем тепловой энергии, фактически осталась с непогашенной задолженностью за поставленную ей тепловую энергию.

В итоге такие незаконные действия нарушителей привели к созданию для одной из теплоснабжающих организаций преимущественного доступа к осуществлению деятельности на рынке теплоснабжения г.о. Сызрань, а также к ограничению возможности получения статуса ЕТО для иных участников (потенциальных участников) рынка – владельцев объектов теплоснабжения.

Позиция ФАС России была подтверждена решениями трех судебных инстанций по делу № А40-326044/19.

Одним из основных направлений государственной политики в сфере развития конкуренции является создание равного и недискриминационного доступа для хозяйствующих субъектов на регулируемые рынки. В этой связи законодательством прямо предусмотрен порядок проведения конкурентных процедур для присвоения организации статуса ЕТО. Указанное позволяет создать условия для формирования справедливой величины тарифа на услуги теплоснабжения для потребителей в регионе.

главный эксперт Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ Назар Сапаров и заместитель директора Института Олег Москвитин.