• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Повторное» заключение об обстоятельствах дела – само по себе не нарушение

Этот вывод подтверждается разъяснениями ФАС России и практикой ее коллегиальных органов. 

«Повторное» заключение об обстоятельствах дела – само по себе не нарушение

В этом вопросе стоит обратиться, прежде всего, к письму Федеральной антимонопольной службы от 24 декабря 2015 г. № ИА/74666/15 «О применении «четвертого антимонопольного пакета» и Обзору практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России за период с 1 июля 2018 года по 1 июля 2019 года.

Из первого следует (как частный случай), что заключение об обстоятельствах дела может быть изготовлено повторно, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ответчика по делу признаков иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого принято заключение об обстоятельствах дела. В этом случае рассмотрение дела продолжается по правилам, предусмотренным главой 9 Закона о защите конкуренции, что, соответственно, предполагает изготовление далее нового заключения об обстоятельствах дела.

В Обзоре же делается более «широкий» вывод, что «повторное принятие заключения об обстоятельствах дела в случае установления комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства новых обстоятельств, влияющих на полное, всестороннее и объективное рассмотрение антимонопольным органом дела, не противоречит требованиям Закона о защите конкуренции».

Заместитель директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ Олег Москвитин отмечает, что этот вывод иллюстрируется в Обзоре таким примером:

- Первое заключение об обстоятельствах дела было вынесено антимонопольным органом перед окончанием рассмотрения дела по обстоятельствам, которые были предметом рассмотрения дела (т.е. в части антиконкурентного соглашения применительно к конкретной закупочной процедуре).

- После ознакомления с заключением антимонопольного органа ответчики в целях реализации механизма освобождения от административной ответственности в добровольном порядке представили в антимонопольный орган сведения о заключении и реализации антиконкурентного соглашения в ряде других электронных аукционов.

- В связи с тем, что антимонопольным органом были получены новые, ранее отсутствовавшие в его распоряжении сведения о заключении антиконкурентного соглашения также в отношении иных аукционов, чем те, которые являлись предметом рассматриваемого антимонопольным органом дела, им было принято второе заключение об обстоятельствах дела.

Насколько часто случаются «повторные» заключения об обстоятельствах, спросите вы?
Как минимум, нередко, в подтверждение чего мы приведем, как обычно, небольшую подборку практики:

- Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 5 августа 2020 г. № 011/01/17-779/2019, в котором описывается такая ситуация:

«Комиссией … по делу было вынесено заключение ….

АО … на заключение были направлены дополнительные материалы…, по результатам рассмотрения которых по делу были запрошены и получены дополнительные документы и письменная информация.

В результате всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссия …  приняла  решение о вынесении  повторного   заключения  об  обстоятельствах   дела  и направлении его в адрес лиц, участвующих в деле»;

- решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 13 июля 2020 г. № 054/01/11-43/2020;

- постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 октября 2019 г. № 077/04/14.32-9275/2019;

- решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 4 декабря 2018 г. № 05-13-01/05-15-18.