• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Может ли УФАС взыскать в бюджет незаконно полученный («антиконкурентный») доход?

Недавно Арбитражный суд Республики Башкортостан ответил на этот вопрос утвердительно.

Может ли УФАС взыскать в бюджет незаконно полученный («антиконкурентный») доход?

Речь об актуальном для практики деле № А07-18808/2020  по иску Башкортостанского УФАС России о:

  • признании актом недобросовестной конкуренции, нарушением п. 1 ст.14.2 Закона о защите конкуренции действий ООО в виде «представления в составе своей заявки документов, в подтверждение своего соответствия требованиям документации в рамках закупочной процедуры…»;
  • и взыскании с этого ООО незаконно полученного дохода в размере 64 034 826,43 руб. в федеральный бюджет.
  • Иск был удовлетворен полностью. При этом суд обратил внимание на следующее:
  • ООО представило в рамках госторгов недостоверную информацию для подтверждения своего опыта (никогда не заключавшийся договор на работы по кампремонту). Это было в дальнейшем установлено УФАС в ходе «внеплана» по этим торгам.
  •  Соответственно, ООО было признано победителем торгов неправомерно и необоснованно получило возможность заключить госконтракт, заработав те самые 64 с лишним млн руб.
  • Указанное поведение ООО суд признал недобросовестной конкуренцией: «заявка/предложение Ответчика содержало недостоверные сведения. Действия общества по представлению недостоверных сведений относительно наличия у Ответчика опыта работ, связанного с предметом контракта, направлены на получение необоснованных преимуществ перед иными хозяйствующими субъектами, потенциально претендовавшими на заключение договоров, что свидетельствует о нарушении обществом требований Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции».
  • Одновременно суд указал, что «незаконно полученный доход подлежит взысканию в федеральный бюджет, иное бы означало уход от добросовестного поведения хозяйствующими субъектами и нивелировало бы требования Закона о защите конкуренции».

Заместитель директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ, член Генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов Олег Москвитин комментирует:

В этом деле суд подчеркнул, что осуществление контрольных функций и мероприятий антимонопольным органом может осуществляться как самостоятельно в виде вынесения решения, предписания [прим.: о перечислении дохода в бюджет]…, так и путем обращения с иском в суд. Также суд указал, что, «обращаясь с исковым заявлением с указанными требованиями, антимонопольный орган реализует функцию по защите публичного интереса, которым в данном случае выступает конкуренция как охраняемое законом публичное благо. В указанном случае находит свое отражение реализация механизмов публично-правовой защиты.