• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Предоставление субсидий бюджетным учреждениям в обход конкурентных процедур - какие проблемы встречаются на практике?

Часто на практике встречаются ситуации, когда органы власти выделяют бюджетным учреждениям субсидии без соблюдения установленных законом процедур. Об инструментах борьбы с подобными нарушениями, «подводных камнях» их применения рассказывается в статье «Внеконкурсное предоставление субсидий бюджетным учреждениям как нарушение антимонопольного законодательства (проблемы правоприменительной практики)», одним из авторов которой является заместитель директора ИКПРР НИУ ВШЭ, адвокат, партнер, руководитель антимонопольной и тарифной практик Коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Олег Москвитин.

Предоставление субсидий бюджетным учреждениям в обход конкурентных процедур - какие проблемы встречаются на практике?

Субсидирование бюджетных учреждений без проведения конкурентных процедур влечет необоснованное предоставление преимуществ бюджетным учреждениям перед другими участниками рынка.  В связи с этим вырабатываются подходы и выделяются проблемы противодействия таким нарушениям.

Так, например, в статье для журнала «Российское конкурентное право и экономика» отмечается, что в связи наличием практики нарушения органами власти установленного порядка предоставления субсидий, ФАС России выработан подход, согласно которому субсидирование органом власти деятельности бюджетного учреждения на выполнение работ (оказание услуг) на конкурентных рынках создает реальные риски ограничения конкуренции, поскольку позволяет одному из участников рынка выполнять работы (оказывать услуги) для государственных или муниципальных нужд и получать за них оплату без участия в конкурентных процедурах, предусмотренных законодательством.

В связи с этим авторы статьи отмечают, что такие действия органа власти должны квалифицироваться как нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В рассматриваемой публикации также приводятся релевантные позиции из практики судов и антимонопольных органов (в частности, касательно толкования на практике термина «государственная (муниципальная) нужда»).

Например, ссылаясь на решение Ставропольского УФАС России от 1 марта 2019 г. № 27, авторы статьи обратили внимание на выработанное определение государственных (муниципальных) нужд: «Сама по себе «государственная (муниципальная) нужда» как термин предполагает отсутствие у органа государственной власти (местного самоуправления), товаров, услуг, работ, необходимых для выполнения функций и полномочий государственных органов (решения вопросов местного значения), в связи с чем возникает необходимость их приобретения у третьих лиц.

В заключение авторами сделаны выводы касательно сложившейся позиции в отношении указанного правонарушения на практике, а также в отношении квалификации действий органа власти по субсидированию бюджетных учреждений в обход конкурентных процедур.

С полным текстом статьи «Внеконкурсное предоставление субсидий бюджетным учреждениям как нарушение антимонопольного законодательства (проблемы правоприменительной практики» можно ознакомиться здесь: 

Внеконкурсное предоставление субсидий бюджетным учреждениям как нарушение антимонопольного законодательства (проблемы правоприменительной практики) (PDF, 179 Кб)