• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обсуждается сокращение темпов льготного технологического присоединения к электрическим сетям

В связи с этим предложен новый законопроект, который предусматривает кардинальный пересмотр подходов по льготному техприсоединению потребителей к электросетям. Заместитель директора ИКПРР Олег Москвитин и главный эксперт ИКПРР Назар Сапаров дают свой комментарий

Обсуждается сокращение темпов льготного технологического присоединения к электрическим сетям

Проектом федерального закона планируется наделение Правительства РФ полномочиями по установлению особенностей определения размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) и по применению этой платы.

По мнению разработчиков законопроекта действующие льготы на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства регулярно способствуют злоупотреблениям со стороны недобросовестных заявителей, которые фактически разделяют общую мощность энергопринимающих устройств на части, не превышающие 150 кВт, и подают несколько заявок вместо одной. 

Указанное приводит к тому, что сетевые компании вынуждены тратить средства на сооружение электросетевой инфраструктуры, превышающие плату за технологическое присоединение в десятки и даже сотни раз.

При этом часть затрат компенсируется в тарифах на услуги по передаче электрической энергии, а остальная часть некомпенсированных затрат формирует выпадающие доходы сетевых организаций, которые с 2009 года составили 54,7 млрд. руб., а в перспективе с учетом ограничения темпа роста тарифов на услуги по передаче электроэнергии могут составлять до 10 млрд рублей ежегодно.

Законопроектом предусматривается, что с 1 июля 2022 г. размер включаемой в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики - составляет 50% от величины указанных расходов, а с 1 января 2023 г. указанная величина будет достигать 100%.

Также законопроектом предусматривается снятие запрета на включение в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью более 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры начиная с 1 июля 2024 г., что позволит заявителям завершить запланированные проекты со сроком реализации от двух лет и более в соответствии с действующим порядком.

«Озвученные экспертным сообществом показатели свидетельствуют о серьезных убытках сетевых организаций при осуществлении льготного технологического присоединения. Одна из причин таких убытков – это фактическое недофинансирование таких мероприятий за счет тарифного источника. Безусловно данная законодательная инициатива позволит создать объективный механизм компенсации сетевым организациям выпадающих расходов от льготного технологического присоединения. Указанное в целом будет способствовать укреплению стабильности деятельности электросетевых организаций. 

Но в то же время сокращение льготного технологического присоединения может негативно сказаться на потребителях с небольшим потреблением электрической энергии – население, а также малый и средний бизнес (потребители с максимальной мощностью более 150 кВт). 

Действующая редакция законопроекта существенно сократит возможности технологического присоединения такой категории потребителей, ввиду дороговизны подключения. В этой связи стоит обратить внимание на сохранение баланса интересов между сетевыми организациями и потребителями в целях сохранения стабильности существования одних и возможности подключения других» - поясняют Назар Сапаров и Олег Москвитин.  

Ссылка на проект федерального закона: https://sozd.duma.gov.ru/bill/22629-8