• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ИКПРР - о предложении законодательно сократить сроки оплаты сетями социально значимых продуктов

Предлагаемая мера выглядит достаточно простой и оперативной – достаточно изменить законодательство. Но, к сожалению, эта мера вряд ли позволит в полной мере защитить интересы потребителей.

ИКПРР - о предложении законодательно сократить сроки оплаты сетями социально значимых продуктов

Олег Москвитин, и.о. директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ отметил в обсуждении с ИА REGNUM, что сокращение сроков оплаты социально значимых продуктов действительно может уменьшить их себестоимость для поставщиков (в том числе производителей) в связи с сокращением потребностей в кредитовании.


Но одновременно из-за того же фактора временной стоимости денег это снизит прибыль торговых сетей. Деньги, которые они могут отдать поставщикам, условно, послезавтра, всегда дешевле денег, которые придется отдавать сегодня или завтра.
В такой ситуации сети, как любой бизнес, будут искать пути восполнения «выпавших» доходов и возмещения расходов на собственное возможное кредитование. Это обычная логика, без чего-либо негативного.

Соответственно, крупные сети будут договариваться с поставщиками о снижении стоимости поставки товаров, что вряд ли повлечет сохранение качества продукции (экономия за счет изменения ингредиентов, качества упаковки и т.п.) или ассортимента (возможен отказ от некоторых экономически невыгодных в новых условиях сетям товарных позиций). То есть снижение цены может провоцировать уменьшение качества и ассортимента продуктов, что благом не является.

Или же (или в дополнение к этому) сети будут пытаться восполнить свои доходы за счет продукции, цены на которую государство не сдерживает, что также не в интересах потребителей.

Представитель Института отметил:

В связи с этим, по нашему мнению, единственным стратегическим и эффективным, хотя и требующим больших усилий способом снижения цен на любые продукты питания в магазинах является все-таки развитие конкуренции. Это увеличение числа как производителей, поставщиков продуктов (в том числе некрупных фермеров), так и торговых сетей и иных форматов торговли (онлайн, малоформатная), а также расширение в противовес более дорогим брендам ассортимента, количества собственных торговых марок (СТМ) сетей (это обычно самые дешевые товары в магазинах при приемлемом качестве).